Кули́бин Иван Петрович (1735-1818), российский механик-самоучка. Изобрёл множество различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролётом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и многое другое.
* * *
КУЛИБИН Иван Петрович - КУЛИ́БИН Иван Петрович (1735-1818), российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.
* * *
КУЛИ́БИН Иван Петрович [10 (21) апреля 1735, Нижний Новгород - 30 июля (11августа) 1818, там же], знаменитый русский механик-самоучка.
Природная одаренность
Кулибин родился в семье мелкого торговца-старообрядца в Нижнем Новгороде, который тогда был крупным промышленным и культурным центром. С ранних лет мальчик обнаруживал исключительные способности к изготовлению сложных механических устройств, особенно часовых механизмов.
Служба в Петербурге
В 1764-67 Кулибин изготовил часы своей конструкции в форме яйца - сложнейший механизм автоматического действия (хранится в Московском политехническом музее). В 1769 он преподнес их Екатерине II, которая восхитившись чудо-часами, назначила его заведующим механическими мастерскими Петербургской Академии наук. Он принял должность с тем условием, что за ним сохраняется право увольнения по собственному желанию, и заведовал мастерскими до 1801.
Долгая жизнь
Выросший во времена Елизаветы, Кулибин зрелым человеком жил при дворе Екатерины, потом Павла, а затем Александра I, ездил с Потемкиным в Новороссию, был свидетелем нашествия Наполеона на Москву, видел блеск двора и бедствия окраин, знавал тяжесть царских милостей и позор нищеты, дружил с величайшими учеными своего времени (Эйлером (см. ЭЙЛЕР Леонард), Бернулли (см. БЕРНУЛЛИ Даниил)) и был презираем нижегородскими соседями по улице, считавшими его колдуном, способным «сглазить».
Черты личности
Неутомимый новатор, Кулибин был консервативен в привычках и домашнем быту. Никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.
Единственный враг
Интересно, что у такого человека был личный враг среди высокопоставленных лиц России - княгиня Екатерина Романовна Дашкова (см. ДАШКОВА Екатерина Романовна), директор Петербургской Академии наук и Президент Российской Академии, столь много сделавшая для «приращения наук» в России! Для историков загадка, какой «малой услуги» не оказал ей когда-то Кулибин, чего она не могла забыть. Она отказала ему в прибавке жалованья, когда семейство Кулибина увеличилось до семерых детей, а Державину (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович), выхлопотавшему прибавку у императрицы через голову Дашковой, учинила скандал, буквально взбесившись и наговорив ему (Державину), по ее записям, «премного грубостей, даже насчет императрицы...».
Плодотворная деятельность
Поле деятельности Кулибина необозримо. Особенно удивляет обилие оставленных им чертежей - около 2000, от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов, зданий.
Проекты мостов
В 1770-х гг. Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул. Однако проект не был осуществлен, хотя мост облегчил бы жизнь петербуржцев в периоды наводнений. С 1891 Кулибин работал над вариантами металлического моста, но проект, несмотря на полную техническую обоснованность, был отклонен правительством.
Прожектор, коляска-самокатка
В 1779 Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. В 1790 изготовил педальную повозку с маховиком, тормозом, коробкой скоростей, подшипниками качения и т. д. В том же году разработал конструкцию «механических ног» - протезов (которая после войны 1812 была использована одним французским предприятием).
Возвращение в Нижний Новгород
В 1801 Кулибин уволился из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению за счет самого течения и в 1804 построил «водоход». Изобрел много разных других вещей: приспособления для расточки внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничные машины, водяное колесо особой конструкции, фортепьяно и т. д. Изобретателя занимало все, что назревало в замыслах техников того века.
Судьба изобретений
Однако подавляющее большинство изобретений Кулибина, реальность которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Он родился слишком рано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников. Технический прогресс не был нужен крепостникам 18 в., так как слишком дешева была рабочая сила.
Семейная жизнь
Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 12 детей самого разного возраста: и бородатые мужчины и малолетние девочки. Всем своим сыновьям он дал образование.
Последний период
Последние десять лет Кулибин прожил в большой нужде, и в день его смерти в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, скажем, на изобретенном им протезе - каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем. Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой. «Более 40 лет времени занимался я во изыскивании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются» (1817).